Обзор рынка керамического кирпича Санкт-Петербурга и Ленинградской области

.

ЗАО «Строительная информация» создано в 1996 году. Специализируется на исследованиях рынков строительных и отделочных материалов, строительных работ, строительной и дорожной техники, средств массовой информации строительной тематики и т.п.

 

В мае-июне 2001 года нами было выполнено исследование рынка керамического кирпича Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Цели исследования: получение достоверной информации о потребителях кирпича, их предпочтениях и причинах таких предпочтений; сегментация рынка кирпича на основе изучения потребителей; оценка структуры потребления кирпича (в т.ч. по сравнению с материалами-заменителями); прогноз развития рынка кирпича на ближайшие 1,5-2 года.

 

Целевые группы: подрядные организации СПб и Ленобласти; комплектующие организации; проектные организации. Были опрошены руководители технических служб и служб снабжения организаций, «ответственных» за потребление более трети всего производимого в регионе кирпича, что позволяет считать выборку репрезентативной. Использовались статистические данные «Союзпетростроя» и ассоциации «Кирпичные заводы».

 

Здесь мы приводим некоторые статистические данные и наиболее интересные выводы, позволяющие адекватно судить о ситуации на рынке керамического кирпича и его перспективах.

По данным «Союзпетростроя», доля кирпичных домов на рынке многоэтажного жилого строительства в Санкт-Петербурге в 2000 году составила 42,2% от общего количества, что, по сравнению с данными 1998 года, составляет прирост на 6,5 %. Как видно из представленных ниже диаграмм, весь прирост произошел за счет доли монолитных домов.

 

На 2001 год 72% опрошенных нами крупных подрядчиков прогнозировали продолжение увеличения строительства зданий из кирпича, 14% — снижение, 14% — отсутствие динамики.

В 2000 году в СПб и Ленобласти было произведено и реализовано 294 млн. шт. условных кирпичей, что на 12 % больше, чем в предыдущем году.

 

Согласно экспертным оценкам, для сооружения многоэтажных жилых домов в 2000 г. было использовано не менее 3/4 от всего произведенного керамического кирпича. Применение в многоэтажном жилом строительстве любых других штучных стеновых материалов отметили менее половины респондентов. Таким образом, на сегодняшний день ни один из этих материалов не составляет серьезной конкуренции керамическому кирпичу.

 

Из представленных ниже диаграмм видны три явных лидера, суммарно производящих более 80% всего керамического кирпича, потребляемого в регионе. Это Научно-производственное объединение «Керамика» и Никольский кирпичный завод «Ленстройкерамика», входящие в группу «Ленстройреконструкция», а также ЗАО «Победа-Knauf», которое входит в германский концерн «Knauf».

 

Как видно из следующих диаграмм, в 2000 году лидером в производстве строительного кирпича был Никольский кирпичный завод «Ленстройкерамика» — 44% от общего количества. Он же реализовал больше всех полнотелого кирпича — 43%. «Победа-Knauf» лидирует в производстве облицовочного кирпича (в первую очередь белого), но позиционирует себя как производителя кирпича для малоэтажного и коттеджного строительства. НПО «Керамика» выпускает, преимущественно, строительный и красный облицовочный кирпич. Кроме того, здесь производят широкую гамму цветного и фигурного кирпича, но в незначительных объемах.

 

В 2001 году эти тенденции в основном сохранились. В качестве изменений можно отметить начало выпуска высокопрочного (М-300) кирпича на «Ленстройкерамике», прекращение выпуска полнотелого кирпича на НПО «Керамика» и ЗАО «Победа-Knauf», значительное увеличение производства лицевого кирпича (в основном за счет строительного). Но главная новость — достижение тремя заводами-лидерами 100% загрузки своих производственных мощностей, что открывает дорогу другим производителям (поставщикам) кирпича и прочих штучных стеновых материалов.

 

Ввоз керамического кирпича из других регионов имел место и ранее, хотя его доля никогда не превышала 1% от произведенного здесь. Это был, во-первых, высококачественный и очень дорогой импортный кирпич (Финляндия, Эстония), а во-вторых, — дешевый и низкого качества кирпич из Новгорода и Пскова. В 2001 году ввоз кирпича из близлежащих регионов заметно увеличился. К продукции традиционных поставщиков прибавился облицовочный кирпич Голицынского завода.

 

Из 12 факторов выбора кирпича конкретного завода, респонденты наиболее часто называли цену (72 % опрошенных), качество (65%) и соотношение цена-качество (44%). По оценкам качества как строительного, так и лицевого кирпича лидирует «Победа-Knauf», по ценам —«Ленстройкерамика». Самой интересной нам показалась оценка выгодности кирпича (соотношение цена-качество), сделанная по 4-балльной шкале.

 

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

В ближайшие 1,5-2 года объемы потребления керамического кирпича крупными строительными организациями как минимум не сократятся. Не исключен дальнейший рост объемов этого материала.

Существуют три явных лидера рынка, обеспечивающие потребность в керамическом кирпиче по приемлемым ценам и с удовлетворительным уровнем качества и сервиса.

Поскольку лидеры рынка достигли предела производительности, дальнейший рост рынка возможен за счет:

увеличения производства другими региональными заводами («Петрокерамика», «Новый завод»);

более широкого использования прочих штучных стеновых материалов;

ввоза кирпича из других регионов.